Зимняя сказка «Рижского «Бостона»

melkon
Автор melkon Февраль 22, 2010 00:00

Зимняя сказка «Рижского «Бостона»

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Серебристый «Боинг» заходил на посадку в аэропорт «Рига». Траектория снижения самолёта – глиссада – начиналась над Рижским заливом, почти в том месте, где на дне моря покоится «Рижский «Бостон» – бомбардировщик А-20 «Бостон» 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Балтийского флота, командиром экипажа которого был гвардии капитан Пётр Летуновский. И сегодня «Боинг» из Шереметьево перенёс в Ригу из Сургута Жанну Алексеевну Брусник, племянницу Петра Васильевича Летуновского.

Рига – авиационная столица Прибалтики. Здесь сходятся многие авиатрассы между Востоком и Западом. Рижский аэропорт растёт столь стремительными темпами, что даже мы, рижане, совершившие полёт три месяца назад не подозревали, что вместо одного терминала появились ещё второй и третий. Мы встречали Жанну Алексеевну у одного выхода, а она вышла из другого. Через десять минут недоразумение выяснилось, и наша встреча состоялась.

Посол Сургута

Мы переписывались с Жанной Брусник больше года. Почти всё знали друг о друге. За два дня до визита нас спросили в Рижской думе:

– Есть ли у вас программа пребывания Жанны Алексеевны Брусник в Риге, и как вы будете её принимать?
– Да, план есть, каждый день расписан. А принимать мы её будем примерно так, как принимают британскую королеву, с тем же вниманием и уважением!
Жанна Алексеевна – необычайно настойчивый и целеустремлённый человек, председатель Общества неработающих пенсионеров компании «Сургутнефтегаз», которое объединяет почти 4500 пенсионеров, при том что весь трудовой коллектив ОАО «Сургутнефтегаз» – более ста тысяч человек. Общественная работа, которую ведёт Жанна Брусник огромна, и можно только удивляться энергии и настойчивости Жанны Алексеевны. Однако одно следует отметить определённо – заместитель генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» Михаил Фёдорович Кириленко умеет подбирать кадры руководителей общественных организаций.

Визит Жанны Алексеевны был сугубо частный, но с высокой гуманной миссией – побывать в местах, связанных с именем Петра Летуновского и присутствовать на презентации книги Юрия Мелконова «Рижский «Бостон», в создании которой Жанна Алексеевна принимала самое непосредственное участие. Каким бы частным ни был этот визит, но принимали Жанну Алексеевну Брусник в Риге и Юрмале не только как родственницу капитана Летуновского, но и как представителя города Сургута, Сургутского района, объединения «Сургутнефтегаз» и всего Ханты-Мансийского автономного округа.

День первый

Приём в Рижской думе

Первый день визита был самым насыщенным встречами, событиями и мероприятиями. Утро началось с приёма в Рижской думе. Председатель фракции партии «Центр Согласия» Максим Толстой и председатель объединения «9 мая» Вадим Баранник приняли Жанну Алексеевну в Каминном зале Рижской думы. Состоялся обстоятельный разговор о развитии связей между городами Ригой и Сургутом, обмене делегациями, возможностях организации туризма и отдыха трудящихся в Риге и Юрмале. Рижские депутаты очень интересовались той заботой, которой окружены в городе Сургуте и компании «Сургутнефтегаз» пенсионеры и ветераны Великой Отечественной войны. Жанна Алексеевна очень обстоятельно рассказала о всех тех благах, которые руководство города, района и «Сургутнефтегаза» предоставляет ветеранам труда и войны, в связи с чем нашим депутатам оставалось только вздыхать с завистью. Интересно, что наш вопрос «Сколько у вас пенсионеры платят за визит к врачу?» вызвал удивление Жанны Алексеевны: «У нас посещение врача бесплатное!»

Затем состоялась встреча с мэром Риги Нилом Ушаковым. Наш мэр очень положительно воспринял визит представительницы Сургута, выразил ей огромную благодарность за посещение Рижской думы и пообещал всесторонне содействовать развитию связей и контактов между Ханты-Мансийским автономным округом и Ригой. В заключении встречи Максим Толстой провёл небольшую экскурсию по зданию Рижской думы.

Презентация книги

Самым важным событием первого дня стала презентация книги Юрия Мелконова «Рижский «Бостон» в Музее истории Юрмалы. Юрмальский музей был выбран потому, что там располагается самая большая в Латвии экспозиция предметов, найденных под водой, созданная известным латвийским исследователем подводного мира Волдемаром Райнсом, и именно там находятся предметы, поднятые с «Рижского «Бостона».

Открыл презентацию директор издательства «GVARDS» Андрис Дзенис, со вступительным словом выступила директор Музея Юрмалы Инта Баумане. Затем слово взял депутат думы Юрмалы Владимир Максимов. Юрмала – город-курорт, и здесь всегда готовы принять отдыхающих из разных стран.

Потом выступил Юрий Мелконов. Обращаясь к собравшимся, автор книги сказал: « Все, кого я пригласил сегодня сюда, участвовали в раскрытии тайны самолёта, найденного на дне Рижского залива, и все вы – герои моей книги».

Автор подробно рассказывал о ходе поисков, приглашал на сцену и вручал книги тем, кто содействовал этим поискам. Это были дайверы Алексей Кравчук и Андрис Вилкс, реставратор старинных документов Ария Убарсте, которая восстановила карты из планшета лётчика, директор Музея рыболовецкого колхоза «9 Мая» Владислав Букловский, рассказавший историю латышских рыбаков.

Каждый из приглашённых мог сказать несколько слов. Поздравить автора пришли представитель компании «Газпром» в Латвии Павел Литвинов, спонсор издания книги компания DINAZ и многие другие. Выдающийся латвийский исследователь подводного мира Волдемар Райнс подарил Жанне Алексеевне частичку самолёта «Бостон» – манометр с приборной доски кабины пилота.

Всем запомнилось выступление Жанны Брусник. От имени родственников Петра Летуновского Жанна Алексеевна сердечно поблагодарила автора и вручила ему подарок – ноутбук с дарственной надписью:

«Юрию Мелконову
от благодарных родственников Петра Летуновского.
Пускай не раз родятся строки,
Сверкая искрами души,
И «по-мелконовски» глубоки,
Мудры, правдивы, хороши.
г. Сургут, 2009 г.»


Растроганный автор сказал:

– Много я написал статей и книг, но подарки за это никогда не получал. Искренне благодарю Вас за высокую оценку моего скромного труда.
Было ещё много добрых слов, презентация закончилась беседами в кругу друзей и интервью для латвийской прессы. Весь вечер у рояля был Глеб Беляев, ученик профессора Латвийской музыкальной академии Раффи Хараджаняна.

Уезжали из Юрмалы по заснеженной ночной юрмальской трассе, увозя чудесные розы и неизгладимые впечатления от этой незабываемой зимней сказки.

Орган Домского собора

Долгий день 12 февраля не закончился после презентации книги. Вечером мы с Жанной Алексеевной побывали в Домском соборе на концерте органной музыки.

Звуки органа под высокими сводами рижского Домского собора, казалось, рождали образы полёта самолёта, стремительной атаки, огня над морем, борьбы со стихией, спасения и снова падения в бездну человеческих трагедий войны. И заключительными были аккорды торжества мира, победы света над тьмой, и судьбы, вырванные из забвения, устремились в свой бесконечный полёт.

День второй

Спасибо, что спасли…

Солнечным субботним утром мы поехали к морю. Маленький посёлок рыбаков на берегу Вецдаугавы утопал в снегу. На льду замёрзшего затона мальчишки играли в хоккей. Петерис Иннус встретил Жанну Алексеевну на пороге своего дома. Они шагнули навстречу и обнялись.

Через 67 лет встретились сын латышского рыбака и племянница советского лётчика. И сразу им хотелось многое сказать друг другу. Жена Петериса Марта рассказывала, как он после того, как забрали отца, с девяти лет ходил в море помогать рыбакам и получал за это полведра салаки. А ещё ловил в протоке маленьких колючих рыбок, нагревал их на большой сковороде и вытапливал жир, на котором можно было жарить картошку. Нужно было помогать матери Эмме десять лет кормить четырёх детей, оставшихся без отца. Потом колхоз отправил его учиться в морскую школу. Петерис ходил в море на рыболовецких судах, был капитаном рыболовного траулера.

Разговор за чаем продолжался, перемешивались латышские и русские слова, и мне казалось, что эти люди давно знакомы, а не встретились только сегодня. Что-то большое связывало их, несмотря на годы, расстояния и разные страны, и это – Спасение жизни, тот высший человеческий долг, который выполнили в холодном море 1943-го года латышские рыбаки.

Потом мы вышли на берег Даугавы. В переводе с древнеливского языка Даугава – это Большая вода. Краны Рижского порта трудились на левом и правом берегах. Ледяные торосы покрывали старый причал. Вдали виднелись Даугавгривский маяк, устье Даугавы и вход в Рижский порт.

Ледяное поле сковывало берега, но середина реки оставалась свободной ото льда. Даугава не замерзает даже в самые сильные морозы, и согревает эту большую воду тепло латвийской земли, то, что было, есть и всегда будет на этом берегу Балтийского моря.

День третий

Вечная память

Если Вы приехали в Латвию с гуманитарной миссией, то Вам необходимо побывать у отца Феофана. Это необычайно светлый человек, услышать его проповеди люди приезжают со всей Балтии, из Европы и России. Здесь в древней Елгаве настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы игумен Феофан несёт людям Слово Божие и помогает молитвой .

Для меня это было не первое обращение к отцу Феофану. В августе 2001 года привозил сюда родственников экипажа АПРК «Курск». Отец Феофан отслужил тогда панихиду по погибшим морякам. Во дворе храма игумен Феофан установил Крест всем погибшим в море и на поле брани.

Мы отстояли воскресную службу в маленьком тесном храме, заполненном людьми. Отец Феофан подозвал нас к себе, он уже знал о книге «Рижский «Бостон», которую я передал ему сразу, как только книга вышла из печати в издательстве «Нефть Приобья» в Сургуте.

Жанна Алексеевна Брусник специально привезла из Сургута и передала храму Успения Пресвятой Богородицы в Елгаве икону Богородицы «Утоли мои печали». Оклад иконы по старинной традиции русского Севера вышила бисером Лена Борисова, внучатая племянница гвардии капитана Петра Летуновского.

Феофан принял икону, освятив нас Крестом и Евангелием. Потом прошла панихида, и в латвийском православном храме прозвучало: «Членам экипажа самолёта «Бостон» Петру, Николаю, Алексею – Вечная Память!»

Отец Феофан побеседовал с нами, пригласил в трапезную откушать простой обед и в завершение одарил всех освящённым «Церковным мёдом» с церковной пасеки.

День четвёртый

Высота полёта

Так получилось, что во время всего визита Жанны Алексеевны мы стремились быть всё выше и выше духовно и нравственно. Вершиной в этом восхождении стал Даугавгривский маяк. Маяк был тем местом, где точно побывал экипаж Летуновского 27 ноября 1943 года.

Лётчики взлетели утром с аэродрома Каменка в Ленинграде, а снова ступили на землю уже в Латвии – на маяке Даугавгрива. В 1943 году у немцев на маяке был контрольный пункт. Все рыбаки, возвращавшиеся из Рижского залива, обязаны были причаливать к пирсу на КП и предъявлять лодки для осмотра. Несомненно, немцы брали себе лучших лососей и другую свежую рыбу. И именно сюда рыбаки вынуждены были доставить спасённых лётчиков.

Даугавгривский маяк находится на закрытой территории Рижского свободного порта, и пройти к нему можно только через частную территорию компании Baltic Oil Terminal, принадлежащей холдингу DINAZ.

Компания DINAZ является спонсором издания книги Юрия Мелконова «Rigas «Bostons» и с любезного разрешения и содействия DINAZ было организовано посещение маяка.

Отрывок из книги Юрия Мелконова «Пушки Курляндского берега»:

«Маяки – такие же моряки, как и те, кто борется с волнами в открытом море. Свет маяка проникает в штурманскую рубку каждого корабля, этот свет ищут, ждут, радуются, увидев его. Маяки тоже воевали, их защищали и обороняли, обстреливали и бомбили, а в последнюю минуту боя взрывали, чтобы не отдать спасительный огонь противнику».


Прежний маяк, который стоял здесь во время войны не сохранился. Гитлеровцы взорвали его при отступлении в октябре 1944 года. После войны была построена временная деревянная башня, и только в 1957 году был возведён современный бетонный маяк.

В то утро я позвонил смотрителю маяка Константину Васильеву, сообщил планируемое время прибытия. Костя ответил:

– На маяк не проедете, дорога засыпана снегом, сам прошёл по колено в снегу. Вы сможете проехать только до причала, а дальше на протяжении 300 метров дороги нет.
– Мы приедем и пройдём. Жанна Алексеевна не затем пролетела 6000 км, чтобы остановиться в 300-х метрах от цели. Ждите нас!
Через час, когда мы приехали, от причала до маяка была прочищена дорожка. Константин вместе с женой Галиной поработали ударно.

Раньше на маяке работало до 14 человек. Сегодня всё автоматизировано, один маячник обслуживает несколько маяков. Все параметры работы маяка передаются через Интернет на центральный пульт Морской администрации. Об устройстве маяка подробно рассказал Константин Васильев.

– Можно ли подняться наверх? – спросила Жанна Алексеевна,

– Нужно, – ответил я, – вы, сургутские, – люди сухопутные, далеко от моря живёте, маяка никогда не видели, а мы рижские – люди морские, на берегу моря живём, для нас маяк, как дом родной.
По крутой винтовой лестнице поднимаемся наверх. Лестницы маяков – это особая история. Маяк всегда был не только источником света, но и оборонительным сооружением. И лестницу в башне строили с закручиванием справа налево, так чтобы можно было стоять на лестнице и свободно сражаться мечом в правой руке, закрывая противнику путь наверх. После винтовой лестницы по маленьким лестницам-трапам поднимаемся на первую площадку и затем на самый верх к источнику света.

Раньше на маяке использовался световой прибор ЕМВ — 930, вращающийся, линза системы Френеля, лампы 500–1000 вт, 110 в.

Сегодня на всех маяках Латвии и Эстонии используются европейские световые приборы германской фирмы Pinthbameg. В светильнике установлены галогеновые лампы 100 вт, 12 в. Светильнник шестиламповый, перегоревшая лампа меняется автоматически. Ёмкость аккумуляторов – 537 а/час.

Специально для нас Константин расчехлил оптический прибор – линзу маяка. Под лучами зимнего солнца огромная линза играла маленькими радугами чешского хрусталя. Свет такой линзы виден за 18 морских миль.

Мы стояли на самой вершине рижского маяка и видели простор моря таким, каким его видел Пётр Летуновский в 1943 году. Перед нами открывался вид на Рижский залив, устье Даугавы, ворота Рижского порта и берег посёлка Вецаки.

Высота Даугавгривского маяка – 36 метров. Именно на такой высоте шёл в атаку самолёт гвардии капитана Петра Васильевича Летуновского, и на этой же высоте вёл он свой горящий бомбардировщик, когда готовился к аварийной посадке на воду. Место, где лежит под водой самолёт А-20 «Бостон», было прямо перед нами.

Все строения маяка современные, но в дальнем углу сохранилось несколько старых построек, окружённых высокими деревьями. Может, здесь и была в 1943 году немецкая «караулка», куда привели пленных лётчиков?

Делаем фото на память, прощаемся с Константином и Галиной и покидаем гостеприимный маяк «Даугавгрива».

С небес на землю

Последнюю встречу в Риге мы провели на земле. Жанну Алексеевну Брусник пригласила к себе ведущая латвийская строительная компания «RBSSKALS». В главном офисе компании нас приняли председатель правления Эдгарс Штраусс и начальник отдела общественных отношений и развития бизнеса Ивонна Дзейме.

Встреча была не случайной. Компания «RBSSKALS» выступила главным спонсором издания книги Юрия Мелконова «R?gas «Bostons». Руководители компании подготовили небольшую презентацию, рассказывающую о строительных возможностях и построенных объектах. Затронули вопросы истории. В 1970-х годах Министерство дорожного строительства Латвийской ССР возводило много объектов в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Латвийских строителей и сегодня вспоминают добрым словом сургутские нефтяники и жители Западной Сибири.

Прощались сердечно и тепло.

– Приезжайте к нам в Сургут, – сказала Жанна Алексеевна, – посмотрите, как мы живём, а работы всем хватит.


День пятый

Небываемое бывает

Ригу продолжало заваливать снегом. Утренний самолёт компании airBaltic уносил Жанну Алексеевну в далёкий Сургут. Но теперь этот город стал не таким уже и далёким. Мы стали ближе, роднее и лучше узнали друг друга. Почта принесла письмо от Главы города Сургута Сидорова Александра Леонидовича: «Уважаемый Юрий Юрьевич! Приглашаем вас посетить город Сургут».

Все события, о которых рассказанно в этой статье, кажутся невероятными, но хочется сказать словами Петра Первого: «Небываемое бывает!» Народная дипломатия растопила лёд недоверия и открыла дорогу к сотрудничеству между странами.

До встречи в Сургуте!

Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова
Рига, Февраль 2010 года

melkon
Автор melkon Февраль 22, 2010 00:00