Путешествие в Литву

melkon
Автор melkon Октябрь 11, 2005 00:00

Путешествие в Литву

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Рассказ о странах Балтии будет неполным, если не рассказать о Литве. Дорога в Литву начинается в латвийском городе Бауске. По всей Прибалтике идет дорожное строительство. На европейские деньги строится шоссе Via Baltika и межрайонные дороги. Эстонцы построили дорогу от Айнажи до Пярну, в Латвии реконструируют шоссе от Риги до Бауски, а литовцы ремонтируют дорогу от Гренстале на границе с Латвией до литовского города Пасвалис. На латвийской стороне заботливые латвийские гаишники на ремонтном участке дороги установили знак ограничения скорости 30 км/час и, естественно, получили от нас штраф за превышение скорости. Дороги строятся однополосные с расширенными обочинами. Ровный европейский асфальт хорош и практичен, но, все-таки, новые дороги ни в какой мере не идут в сравнение с дорогами, построенными в Литве в советское время — две полосы в одну сторону и две в другую, исключительно удобно и безопасно. Включаешь круиз-контроль и можно снять ногу с педали газа.

Первая остановка в Вильнюсе. Здесь происходит встреча с Алексеем Карповым. С Алексеем мы познакомились в интернете на нашем сайте. Все, кто интересуется военной историей, всегда находят друг друга. Еще одна встреча, которую я так ждал, была с Ромуальдасом Биелюнасом, бывшим матросом-артиллеристом, служившим в 1955 году на батарее №456 (4х152 мм) на станции Краснофлотской около маяка Микельторнис. Мой отец тоже служил в это время на Краснофлотской, наша семья жила там и я мальчишкой бегал на батарею, обедал в матросской столовой и все события батарейной жизни были нашими общими буднями.

Мы созвонились с Ромуальдасом и встретились в одном из автоцентров на въезде в Вильнюс. Нельзя сказать, что мы узнали друг друга, но встреча была теплой и сердечной. Вместе мы совершили поездку по старому городу, поднялись на смотровую площадку откуда открывался вид на весь Вильнюс. Сергей сделал фото меня вместе с Биелюнасом, которое мы успели вставить в новую книгу «Пушки Курляндского берега».

Из Вильнюса наш путь лежал в Каунас. Снова отличное литовское шоссе и вскоре мы уже на окраинах бывшей столицы Литвы — Каунаса. Впереди мелькнула синяя полоса Немана, главной реки литовского края. Улицы старого Каунаса нарезаны ровными прямогольниками. Аккуратный военный инженер, рисуя проект Ковенской крепости, точно по линеечке провел линии будущих улиц военного городка. В центре старого города — величественный крепостной Петропавловский Собор. Гостиница, в которой нам предстояло разместиться, отель «Метрополь» в центре города, была выбрана не случайно. В 1918 году здесь останавливался кайзер Вильгельм II, совершающий поездку по новым землям, захваченным германскими войсками. Администрация гостиницы тщательно сохраняет дух и атмосферу начала века, очевидно с этой же целью ремонт в здании не производился тоже с начала века, за исключением некоторых улучшений, сделанных в советское время.

В Каунасе первая встреча с Владимиром Орловым, историком, большим энтузиастом изучения истории Ковенской крепости, автором сайта www.kovno.ru После приятного ужина в уютном кафе и, несмотря на позднее время, сразу же отправляемся осматривать крепостные форты. В глубине высоченных кустарников прячется IV форт, построенный в 1889 году. Полукруглая кирпичная кладка на воротах форта и ровные башенки хранят мастерство рук хороших каменщиков, ровесников середины XIX века. На потолках патерн и казематов живут постоянные спутники темных подземелий — летучие мыши. Вы никогда не пробовали поздним сентябрьским вечером прогуляться в подземельях заброшенной старинной крепости? Очень рекомендую, бодрит перед сном и настраивает мысли на правильный лад.

Внутри форта сухо и тепло. Следы былых сражений покрывают стены и рвы. Но на своем месте находятся крепостной колодец и часть механизмов выдвижения скрывающихся орудий. Сквозь узкие бойницы виднеются крепостные дворики, куда должен был проникнуть враг: — «Вот тут-то мы по нему и вдарим из трехлинеечек и капонирных пушек!» — так, наверное, напуствовал солдат перед боем усатый унтер-офицер. Кирпичная кладка конца XIX века переходит в бетонные стены укрытий начала ХХ века, построенных перед Первой мировой войной. Кусты с колючками, предусмотрительно посаженные солдатами перед капонирами в 1913 году, должны были затруднить пехоте противника прорыв на стены форта. Острые шипы выполняют свою коварную функцию до наших дней, упорно препятствуя осмотру достопримечательностей. Завершился первый вечер в Каунасе в старинном кафе среди колес от телег, деревенской утвари и настоящего (действующего) деревянного лифта, доставляющего отличное литовское пиво посетителям на второй этаж.

Утром визит в типографию. Моя книга подготовлена к печати, сделана полная распечатка, надо выполнить последние сверки текста и фотографий. Работу заканчиваем быстро, менеджеры типографии знают свое дело и нам остается только наблюдать за процессом. Затем экскурсия по печатному цеху. Новое оборудование, пятикрасочная машина, опытные рабочие, многолетние традиции — все это залог успеха в бизнесе. Приятно было узнать, что среди рабочих типографии уже есть очередь на новую книгу «про пушки».

После типографии отправляемся в Военный музей Литвы, который расположен в Каунасе, бывшей в 30-е годы столицей Литовской республики. На площадке перед музеем галерея старинных и современных пушек. Сергей все тщательно фотографирует. Я все тщательно рассматриваю. Два литовских студента мирно пьют пиво, сидя на одном из наполеоновских орудий. Осторожно спрашивают, а что вы это все тут рассматриваете и фотографируете. Это Главный инспектор артиллерии приехал из Евросоюза и смотрит как вы тут сохраняете старинные пушки, дружно отвечаем мы. Студенты торопливо допивают пиво и почтительно удаляются.

В музее много интересных и редких экспонатов. Здесь и прекрасная коллекция стрелкового оружия и редкая подборка старинных пушек.

В отдельном зале хранятся остатки знаменитого самолета «Летуаника» на котором смелые литовские авиаторы хотели перелететь из Америки в Литву.

Историческая справка. В 1933 году литовские летчики Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас решили перелететь Атлантический океан на легком собственном самолете «Литуаника» из США в Каунас. После осуществления перелета, уже над территорией Европы, недалеко от Солдина (сейчас — Польша, Мислибоже), их самолет был сбит немцами. На месте гибели летчиков возведен памятник и построена жемайтийская клеть, в которой действует экспозиция. Памятник и клеть — одно из самых посещаемых мест в Мислибоже.

Об этом событии сегодня напоминают портреты Дарюса и Гиренаса на 10-литовой купюре национальной литовской валюты. Закончив осмотр военного музея едем в Девятый форт.

Музей Девятого форта поражает своей эмоциональной насыщенностью. Трагедия многих десятков тысяч людей, погибших здесь во время Второй мировой войны, предстает зримо и значимо с предостережением потомкам.

Фортификационная часть IX форта почти полностью восстановлена и являет собой один из наиболее замечательных памятников европейского фортификационного наследия.

Короткий визит в Каунас закончен и, переполненные впечатлениями от встреч с интересными людьми и знакомством с удивительными памятниками истории, мы отправляемся в обратный путь. Наше путешествие в Литву не последнее, история этого края, лежащего на главном пути из России в Европу еще будет рассказана на страницах нашего сайта.

Ковенская крепость. Краткая историческая справка с сайта www.kovno.ru

Ковенская крепость — система оборонительных сооружений, построенных в городе Ковна в период 1878 — 1915 г и предназначеных для защиты западных рубежей Российской Империи. Вопрос возведения укреплений в Ковне обсуждался ещё в конце XVIII века, но стал особенно актуален после войны с Наполеоном, в ходе которой Наполеоновская армия беспрепятственно переправилась через Неман в районе Ковны. Строительство одного из первых в Российской империи железнодорожного тоннеля и прокладка железнодорожной ветки Санкт-Петербург-Варшава ещё более усилило стратегическое значение Ковны. Поэтому в 1879 году было принято решение о возведении здесь крепости первого класса.

Первый генеральный план Ковенской крепости, подготовленный в 1879 г. генералами Зверевым, Обручевым и Волбергом, предусматривал строительство семи фортов и девяти батарей, укреплений сомкнутой ограды, казематированных складов, казарм, административных зданий, а также прокладку дорог на все укрепления. Строительные работы начались в 1882 году и продолжались до 1889 г. Под нужды крепости были приобретены большие участки в районах Фреда, Алексотас, Панемуне, в новом центре города. Постепенно происходило переустройство города под нужды крепости, руководство крепости стало поднимать вопрос о выделении крепостного района в самостоятельную административную единицу под военным управлением.

Форты первого этапа строительства возводились по типовому проекту русского кирпичного форта 1879 года, поэтому первые семь фортов крепости имеют сходную конструкцию, отличаясь лишь особенностями интеграции в рельеф местности, более поздними усилениями и некоторыми конструктивными элементами. Форт имеет пятиугольное начертание и обладает двумя самостоятельными позициями — пехотной, расположенной на переднем низком валу и артиллерийской, расположенной на высоком валу форта. Артиллерийская позиция пересекается несколькими траверсами, внутри которых устроены казематированные убежища и пороховые погреба. В горжевой части форта располагается казарма, связанная центральной потерной с казематами траверсов и капониром напольного фаса. Для обороны рвов напольного и горжевого фасов служит центральный капонир, два полукапонира и горжевой капонир. По всему периметру форта, исключая тыльную сторону, возводилась сводчатая контрескарпная стена.

Стационарные батареи представляли собой защищённые от артиллерийского обстрела или штурма позиции дальнобойной артиллерии и располагались, как правило, на высоких холмах. Казематы батареи состоят из центрального склада-убежища, и небольших галерей, проложеных к артиллерийским барбетам. Стационарные батареи размещались в промежутках между фортами и должны были обеспечивать огневую поддержку оборонявших крепость войскам.

В 1891 году, ввиду отсутствия каких либо укреплений в северо-западной части крепости, было принято решение о возведении Линковского фортового пояса. В основу этого пояса лёг проект форта Глинки-Янчевского. В состав пояса входил VIII форт, X батарея, люнет на левом фланге и система земляных укреплений. Таким образом был укреплён участок между реками Нерис и Нямунас, что привело к замыканию крепостного кольца вокруг города. Форт VIII — единственное укрепление данного типа, возведено с применением кирпича и бетона, с полностью подземными казематами, рассчитанными на тысячу человек. На этом форту впервые было применено электрическое освещение, канализация, амбразурные заслонки и другие инженерные новшества.

IX форт Ковенской крепости возводился с 1889 года по новейшему типу форта проф. Величко 1897 г. и является первым, построенным в Российской Империи, фортом данного типа. Форт имеет трапецеидальное начертание и обладает одним пехотным валом. Горжевая казарма форта — двухэтажная, оборудованная одним промежуточным полукапониром. Казематированные постройки форта выполнены из бетона, с толщиной свода не менее 1,5 метра. Форт оборудован двумя броневыми наблюдательными пунктами, орудийные казематы оборудованы принудительной вентиляцией и пробковой обшивкой стен, снижающей действие звуковой волны от взрыва.

Постройкой IX форта дальнейшее развитие Ковенской крепости было остановлено. Вплоть до 1912 года новых укреплений в Ковне не строилось, однако проводились активные работы по модернизации существующих. Так, в 1908 году были подготовлены планы усиления первых шести фортов. Предполагалось усилить своды дополнительным слоем бетона, перестроить пороховые погреба и продлить потерны для объединения всех важнейших построек форта. Работы по модернизации начались на первых пяти фортах, но были завершены лишь на первых трёх.

В 1912 году был подготовлен и высочайше утверждён новый план расширения крепости. Расширение крепости проводилось всвязи с изменениями в стратегических планах обороны западных рубежей Российской Империи. Крепость Ковна, вместе с новой крепостью Гродна, модернизируемыми крепостями Новогеоргиевск, Брест-Литовск становилась важным узлом обороны западной границы. Совместно с крепостью Гродна, Ковенская крепость должна была запирать двухколейный железнодорожный путь, удерживать противника до полной мобилизации полевых армий Виленского военного округа, а в случае необходимости — осуществлять наступательные операции в районе, выдвигать осадные парки против крепости Кёнигсберг, других крепостей противника.

Расширение предусматривало строительство двенадцати фортов, двух фортовых групп и девяти опорных пунктов на удалении 2 — 4 км от старых фортов. Таким образом крепостной обвод увеличивался в полтора раза — с 30 до 45 километров. Для вновь создаваемых фортов были подготовлены принципиально новые проекты как самих фортов, так и казематированных построек. В качестве примерного проекта для новых фортов можно указать типовой проект Величко 1909 г. Казематированные постройки были спроектированы с учётом проведённых в 1912 году березанских опытов. Начавшиеся в 1913 году работы продолжались лишь два строительных сезона и были полностью остановлены с началом Мировой войны. На фортах нового кольца были выполнены земляные работы, на фортах Домайково и Ромайне начались работы по бетонированию казематов.

В мобилизационный период строительные работы в крепости шли большими темпами, однако касались, в основном, возведения линий убежищ и долговременных огневых точек, недостроеные форты подготавливались к обороне — выходы в недостроеные потерны бетонировались, на территориях фортов спешно возводились незапланированые ранее небольшие убежища, наблюдательные и пулемётные точки, рылись окопные линии. В результате этих работ линия новых фортов была максимально приспособлена к обороне и стала охранительной позицией, населённые пункты крепостного района были также приспособлены к обороне и вошли в передовую и сторожевую позиции.

В 1915 году войска немецкой армии после десятидневного штурма овладели г. Ковна. Крепость утратила своё боевое значение, до 1941 года использовалась для хозяйственных нужд. В казармах гарнизона формировались части Литовской армии.

В 1941 — 1944 г. на большинстве бывших фортов действовали лагеря смерти, в которых было уничтожено огромное количество мирных жителей и военнопленных.

C 1944 года крепость, уже формально не существующая, переходит в юрисдикцию Советской армии. С 1948 года здание комендатуры крепости занимает штаб 7 воздушно-десантной дивизии. Казармы ковенского гарнизона занимает личный состав 108 гвардейского парашютно-десантного полка, отдельные соединения в составе дивизии. Большинство фортов используются в качестве складских помещений, на V форту располагается технический дивизион ПВО.

После вывода частей российской армии из Литвы большая часть фортов пустует. Исключение составляют только IX форт, являющийся музеем и VII форт, на территории которого располагается соединение Литовской армии. Несмотря на придание всем фортам и прочим постройкам крепости статуса исторического наследия, большая часть фортов никак не охраняется, поэтому сильно замусорена, часто является местом совершения преступлений.

Комплекс построек бывшей Ковенской крепости представляет из себя уникальный памятник фортификационной архитектуры и военной истории, а те форты, на территории которых уничтожены десятки тысяч жертв нацизма, вправе претендовать на особый статус мемориального кладбища. Данные обстоятельства выносят проблему сохранения наследия на общегосударственный и даже общеевропейский уровень. Невнимание к проблеме со стороны муниципальных властей плохо влияет на имидж города, а несоответствуюеие статусу состояние мест массовых расстрелов рано или поздно может обернуться серьёзной внешнеполитической проблемой.


Юрий Мелконов
Рига — Вильнюс — Каунас
6-7 сентября 2005 года
Фото Сергей Мелконов


 

melkon
Автор melkon Октябрь 11, 2005 00:00