Реликвия Российского флота

melkon
Автор melkon Январь 13, 2014 00:00

Реликвия Российского флота

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

«…Работа историка трудна и кропотлива. Разбираясь в материалах, самые большие историки впадали в ошибки. Исторические документы затериваются, бумажки тлеют, единоличные свидетельства опровергаются, историки запутываются и истинные виновники больших событий бывают не отмеченными….» .

«Благодарные защитники Ирбенского пролива. Адмиралу Адриану Ивановичу Непенину. В память о кампании 1915 года».

Такие слова написали адмиралу А.И. Непенину морские офицеры участники сражения в Рижском заливе в августе 1915 года.

Любимому адмиралу сослуживцы приготовили подарок — серебряный поднос с выграверовенной картой боевых действий, копия -модель маяка Церель и 15 бокалов. К набору прилагалось письмо.

Адмирал Непенин

Андриан Иванович Непенин родился 21 октября 1871 года. В 1892 году в чине мичмана закончил Морской кадетский корпус. Служил на Балтийском флоте и в Сибирской флотилии. Участвовал в сложных дальних плаваниях в Охотском и Беринговом морях. В 1900-01 годах на канонерской лодке «Манчжур» принимал участие в войне с Китаем.

После начала русско-японской войны «Манчжур» , стоявший стационером в китайском порту Шанхай, был разоружен. Вместе с несколькими сослуживцами лейтенант Непенин добрался до Порт-Артура и принял участие в боевых действиях в должности командира миноносца «Сторожевой» . Во время торпедной атаки противника ночью 2 декабря 1904 года отдал приказ прикрыть корпусом своего корабля флагманский броненосец «Севастополь» . За проявленное в боях мужество и отличие по службе еще во время войны был награжден орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Святого Георгия 4-й степени.

После возвращения на Балтийский флот последовательно занимал должности старшего офицера крейсера «Адмирал Корнилов» , командира миноносца «Прозорливый» , начальника дивизиона миноносцев, командира канонерской лодки «Храбрый». Чин капитана I ранга присвоен досрочно в 1911 году за отличие по службе. Назначен начальником службы связи флота Балтийского моря и внес значительный вклад в развитие систем связи и наблюдения на море, оснащения кораблей и береговых постов новой техникой, в том числе радиотехнической разведки.

1 сентября 1914 года за отличную постановку порученного дела Непенину присвоен чин контр-адмирала. С 6 сентября 1916 года, произведенный в вице-адмиралы, Непенин был назначен командующим Флотом Балтийского моря. Под его руководством флот успешно осуществлял свою боевую деятельность. Во время зимы 1916-17 годов организовал подготовку к новой компании.

4 марта 1917 года во время стихийных матросских выступлений в Гельсингфорсе последний командующий царским Балтийским флотов вице-адмирал А.Н. Непенин был арестован за отказ сдать дела без приказа Временного правительства. Когда его выводили с территории Гельсингфорского порта из матросской толпы раздался выстрел. Пуля попала Непенину в голову…

Февральская революция стала для флота кровавым мартом: только, по официальным данным, матросня подняла на штыки, растерзала, затолкала под лёд 120 морских офицеров.

В этот же день были убиты начальник 2-й бригады линейных кораблей Балтийского моря контр-адмирал А.К. Небольсин, командир линкора «Император Павел I» капитан I ранга С.Н. Дмитриев, командир линкора «Император Александр II» капитан I ранга Н.И. Повалишин. Жертвами событий на Балтийском флоте 1 — 4 марта стали контр-адмирал Н.Г. Рейн, командир 1 Балтийского флотского экипажа генерал-майор Н.В. Стронский, командир крейсера «Аврора» капитан I ранга М.И. Никольский, ряд флагманских специалистов, много других офицеров флота.

Контр-адмирал А.Г. Бутаков — сын знаменитого адмирала Г.И. Бутакова был расстрелян у памятника адмиралу Макарову. Старшего лейтенанта Н.Н. Ивкова живым спустили под лед. Всего в эти дни было убито 95 офицеров и более 20 кондукторов, свыше 600 человек было арестовано. (Н. Черкашин. «Кровь офицеров»)

Набор для глинтвейна

Глинтве́йн (нем. Glühwein (глювайн) от glühender Wein — пылающее вино, горячее вино) — горячий напиток на основе красного вина, нагретого до 70-80 градусов с сахаром и пряностями (специями). Традиционно употребляется в Австрии,Германии, Швейцарии и Чехии на рождественских базара и праздниках, проводящихся на открытом воздухе.

Первые рецепты близкого к глинтвейну напитка были известны ещё в Древнем Риме. В некоторых рецептах глинтвейна в него добавляют коньяк или ром.

Подарок адмиралу был сделан совершенно оригинальный. Кувшин для горячего вина, выполнен в виде модели Церельского маяка, в который вставлена стеклянная колба (около 2 л), поднос с выгравированной на нём картой Ирбенского пролива и полуострова Сворбе, 15 хрустальных стаканов с массивным основанием, чтобы устойчиво стояли на столе в офицерской кают-компании при морской качке, черпак для глинтвейна.

Чувствуется, что дарение было выбрано со знанием дела и морских традиций. Глинтвейн был достаточно популярным напитком в начале ХХ века в офицерских собраниях и появление такого набора вполне уместно.

Карта на подносе выполнена исключительно тщательно и вероятно представляет собой копию листа морской карты. По краям карты надписи: «Благодарные защитники Ирбенского пролива», «Адмиралу Адриану Ивановичу Непенину», «В память о кампании 1915 года».

Особо впечатляет модель маяка. Известно достаточно много фотографий Церельского маяка, но эта модель передаёт многие, совершенно небольшие детали, истинный масштаб башни. По всей вероятности, внимательное изучение данного набора существенно дополнит наши знания об истории полуострова Сворбе и мыса Церель в начале ХХ века.

Набор изготовлен хорошим ювелиром по серебру. Клейма показывают, что предметы изготовлены в Финляндии в 1916 году мастером «V. Lindman». Следовательно событие дарения могло проходить в Гельсинфорсе (Хельсинки), где базировался флот. Такие первые выводы можно сделать рассматривая уникальный набор.

Письмо защитников Ирбенского пролива

«Ваше Превосходительство Дорогой Адриан Иванович.

Прошлым летом 1915 года в Рижском заливе некоторые действия части Балтийского флота, которые были признаны Высшим Командованием действиями заслуживающими, быть отмеченными, как серьёзные по своему значению.

Мы, здесь присутствующие представляем собой эту часть Балтийского флота. Многие из нас отличены более или менее высокими наградами за это время. Многие, например я, очень высокими. Не смея утверждать, что наша работа соответствовала наградам, мы тем не менее думаем, что эти награды являются отметками в летописи событий. (Под письмом первой стоит подпись контр-адмирала Петра Львовича Трухачёва, возможно он был автором письма. Автор явно намекает будущему историку, что следует проанализировать какие награды и кто получил за эту операцию, очевидно так была отмечена роль каждого).

Отметками, по которым будущий Историк будет в этих событиях разбираться. Но, думается нам, Адриан Иванович, что ошибётся этот историк, если он будет в событиях этих разбираться, не связывая их с работой Службы Связи, или вернее не исходя из неё, т.е. От Вас, так как кто же не знает, что до Вас её не было. (Очень важное замечание. То есть не следует рассматривать события в Рижском заливе 1915 года в отрыве от Службы связи. Надо учитывать, что тогда всё ещё шла война и многие вопросы были секретны, а именно, то что русские перехватывали и читали немецкие телеграммы. Радиостанция в Гапсале для связи с кораблями флота и самое главное радиостанция радиоперехвата в Дирхами, вот детища начальника службы связи контр-адмирала Непенина! И эта работа радистов спасла многие жизни русских моряков, за что и полагалось выпить глинтвейну! )

Работа историка трудна и кропотлива. Разбираясь в материалах, самые большие историки впадали в ошибки. Исторические документы затериваются, бумажки тлеют, единоличные свидетельства опровергаются, историки запутываются и истинные виновники больших событий бывают не отмеченными. (Вообще очень интересное замечание и пожелание будущему историку.)

Мы, от лица всех бывших у Ирбена и видевших лицом к лицу Германский флот позволяем себе свидетельствовать об том участии, которое вы принимали в этих событиях. Слово «участие» мало для характеристики Вашей работы, даже «помощь» мало, я скорее назвал бы это одухотворением работы. И эту духовную Вашу помощь, которую мы глубоко ценим, мы пришли засвидетельствовать. (Выше отмечено и оценено).

Свидетельство это мы записали на нетлеющем серебре и на этом подносе поставили немого посредника между Вами и нами, немого, но так много нам сказавшего в те дни. (Немым посредником очевидно стал Церельский маяк, что совершенно символично!)

Ваше Превосходительство у Цереля произошли главные события. Церель нас связывал летом 915 года — да свяжет он нас и впредь, как эмблема, и да послужит он Вам доказательством того что мы, жившие Вами в самые трудные моменты, не забывали, что Вы были нашим маяком, по Вам мы определялись и благодаря Вам погибли не наши корабли, а вражеские. (Действительно высокая оценка и огромная благодарность людей, которым спасли жизнь! И даётся понимание стратегического значения Ирбенского пролива, полуострова Сворбе и мыса Церель! )

Дай Вам Бог доброго здоровья Адриан Иванович.

Дай Бог Вам ещё долго светить родному флоту во славу России.

15 марта 1916 года 
17 подписей, адмиралы, капитаны 1-го и 2-го ранга»

Орфография и синтаксис оригинала сохранены.Примечания Ю.М.

Подписи офицеров ещё следует изучать, но уже можно назвать некоторые из них:

Петр Львович Трухачев. (10.11.1867 — 11.1916). Вице-адмирал (31.10.1916). Окончил морское училище (1887). Во время русско-японской войны, командуя миноносцем «Бесстрашный», участвовал в обороне Порт-Артура, после сражения в Желтом море (28.07.1904) прорвался в Циндао. Назначен исполнять должность заведующего миноносцами Владивостокского порта (12.02.1906). Офицер Гвардейского экипажа (20.10.1906).

Командовал яхтой «Марево» (1909–1910), эсминцем «Войсковой» (1910–1912), крейсером «Олег» (1913–1915), Минной дивизией (1915), 1-й Бригадой крейсеров Балтийского флота (19.12.1915). Умер в Новороссийске, тело на поезде перевезли в Петроград (7.11.1916).

Награжден Георгиевским оружием (22.03.1915), орденом св. Георгия 4-й ст. (8.09.1915) – «За то, что он, командуя вверенной ему дивизией в Рижском заливе, при наступлении неприятельских миноносцев с целью форсировать Ирбенский пролив 25 и 26.07, имея в своем распоряжении силы значительно слабейшие, чем у германцев – искусным маневрированием, артиллерийским огнем и бдительной охраной нашего минного заграждения вынудил превосходные силы неприятеля отступить с потерей не менее двух неприятельских судов, при этом весь день 26.07, когда неприятель особенно напряженно вел наступление, несколько раз лично принимал участие в атаках на неприятельские суда, и, находясь под сильнейшим огнем, все же каждый раз вынуждал его прекратить работы по очистке прохода, чем обеспечил наш успех, не понеся сам никаких потерь».

Разво́зов Алекса́ндр Влади́мирович (27 июля 1879 — 14 июня 1920, Петроград) — российский флотоводец, контр-адмирал. Последний командующий флотом Балтийского моря добольшевистского периода.

Родился в семье морского офицера.1898 — Окончил Морской кадетский корпус в чине мичмана.1899—1900 — Заграничное плавание на крейсере «Герцог Эдинбургский». Октябрь 1900—1901 — Минный офицерский класс. 1901 — Минный офицер 2-го разряда с назначением на должность младшего минного офицера броненосца «Ретвизан». 31 октября 1902 — 21 апреля 1903 — Переход из Кронштадта на Дальний Восток.

Во время перехода получил чин лейтенанта. 1904 — Минный офицер 1-го разряда. Старший минный офицер эскадренного броненосца «Ретвизан».

Участник русско-японской войны и обороны Порт-Артура. 10-11 февраля 1904 — Участвовал в отражении попытки брандеров закупорить рейд. 28 июля 1904 — Участвовал в бою в Жёлтом море. После падения крепости отказался дать японцам подписку о дальнейшем неучастии в войне. В плену выполнял поручения морской эвакуационной комиссии, работал с пленными русскими матросами.

Февраль 1906 — Отбыл в Россию с последним эшелоном пленных. 1906—1907 — Преподаватель минной школы в Кронштадте. 5 марта 1907 — Старший минный офицер строящегося в Англии броненосного крейсера «Рюрик II». Старший лейтенант. Декабрь 1909—1911 — Старший офицер крейсера «Рюрик-II». 1911—1913 — Командир эсминца «Бурный». 6 декабря 1912 — Капитан 2-го ранга. 1913—1914 — Командир эсминца «Уссуриец».

1914—1915 — Начальник 5-го дивизиона эсминцев. Май 1915—1916 — Начальник 9-го дивизиона эсминцев. Капитан 1-го ранга. 30 декабря 1915 — Награжден Георгиевским оружием. 1916—1917 — Начальник 2-го дивизиона эсминцев. Руководил действиями кораблей на коммуникациях противника и по поддержке сухопутных сил. 6 марта 1917 — Начальник Минной дивизии. 7 июля-декабрь 1917 — Командующий Балтийским флотом (шестой с начала мировой войны). 18 июля 1917 — Контр-адмирал. Октябрь 1917 — Руководил действиями флота во время Моонзундского сражения.

20 ноября 1917 — Выразил готовность подчиняться большевистскому правительству и был представлен к производству в вице-адмиралы. 5 декабря 1917 — Освобожден от должности и уволен в отставку в связи с введением коллегиального управления флотом. 12 марта 1918 — Назначен на вновь введенную должность начальника морских сил Балтийского моря. 20 марта 1918 — Снят с поста «за нежелание считать для себя обязательными декреты Совета Народных Комиссаров и за отказ подчиниться Коллегии Морского Комиссариата». Его преемником стал А. М. Щастный.

Арестован, но вскоре освобожден. 1918—1919 — Работал в Военно-морской исторической комиссии при Морском архиве. Работал над описанием действий флота в Первой мировой войне. Сентябрь 1919 — Арестован органами ВЧК по обвинению в участии в военном заговоре (генерал Юденич предлагал Развозову в случае захвата Петрограда вновь занять должность командующего флотом).

Умер в больнице тюрьмы «Кресты» от последствий операции по поводу приступа аппендицита и отсутствия должного ухода. Похоронен на Смоленском кладбище Петербурга.

Сражение в Рижском заливе в 1915 году

8 августа 1915 года немецкий флот, состоящий из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли эскадренный броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок.

В 4 часа утра немецкие тральщики начали траление минных банок. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. В 10 часов 30 минут «Слава» прибыла к месту боя и вступила в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими линейными кораблями — «Эльзас» и «Брауншвейг». Потеряв два тральщика T-52 и T-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа минный заградитель «Амур» поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе.

16 августа немецкие адмиралы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T-46. «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими броненосцами «Нассау» и «Позен». В ночь на 17 августа германские эсминцы «V-99» и «V-100» проникли в Рижский залив. В бою с русским эсминцем «Новик» V-99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», получила три попадания и отошла к островам (Моонзунда).

19 августа британская подлодка E-1 торпедировала немецкий линейный крейсер«Мольтке». В тот же день19 августа в бою у острова Кюно погибла канонерская лодка «Сивуч», канлодка «Кореец» выбросилась на берег. 
К концу августа германский флот был вынужден покинуть Рижский залив.

Долгая дорога

По всей вероятности подарок ирбенцев хранился в семье адмирала Непенина в Гельсинфорсе. После гибели Ариада Ивановича и революции в Петрограде семья уехала в эмиграцию. Долгими дорогами реликвия попала в США, где в 1930-е годы образовалась большое сообщество бывших офицеров Российского императорского флота.

Реликвия в 1990-х находилась в семейной коллекции в Лос-Анжелесе и в 1997 году готовилась быть выставленной на аукционе Сотбиc (New York — Sotheby’s). Набор и письмо непосредственно у владельцев приобрёл Владимир Анатольевич Островский.

Хочется выразить слова благодарности этим неравнодушным людям, которые сохраняют для потомков частицы истории флота, связанные с героическими событиями 1915 года в Рижском заливе. «Дай Бог Вам ещё долго светить родному флоту во славу России…» — так можно сформулировать главный смысл этой Реликвии.

А начался наш путь навстречу друг другу с того, что сын Владимира Анатольевича — Анатолий во время путешествия на остров Сааремаа, купил в киоске Музея истории в Курессааре книгу Юрия Мелконова «Церельская батарея». И сразу стало ясно, где искать начало истории набора для глинтвейна.

Великое братство людей, причастных к судьбе Моондзундских островов и Ирбенского пролива снова увеличилось.

Автор только коснулся большой темы, которую открыл подарок адмиралу Непенину. Несомненно нас ждут новые открытия в истории Российского флота.

Молитва перед отправлением в плавание

О сколько раз каждый из русских моряков читал эту молитву:

«Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, вместе со святыми Своими учениками и апостолами плававший, бурный ветер утишивший и повелением Своим волны на море успокоивший! Сам, Господи, и нам сопутствуй в плавании, всякий бурный ветер утиши и будь Помощником и Заступником, ибо Ты Бог Благий и любящий человеков и Тебе славословие приносим. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова


 

melkon
Автор melkon Январь 13, 2014 00:00