Латгальский сокол

melkon
Автор melkon Май 21, 2014 00:00

Латгальский сокол

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

В этом году отмечается дата 100-летия Дальней авиации России и события периода начала Первой мировой войны снова рассматриваются историками и энтузиастами.

Основу самолётного парка русской бомбардировочной авиации в 1914 году составляли тяжёлые бомбардировщики «Илья Муромец» конструкции выдающегося самолётостроителя Игоря Ивановича Сикорского.

Новый род войск и новая техника породили целую плеяду замечательных имён людей, которые посвятили свою жизнь воздухоплаванию. Экипажи бомбардировщиков «Илья Муромец» как раз и состояли из таких людей, самоотверженно служивших Отечеству.


Из боевого донесения:

“…В полете (5 июля 1915 г.) на высоте около 3200-3500 м, самолёт “Илья Муромец” под командованием поручика Башко был атакован тремя немецкими самолётами. Первый из них был замечен в нижний люк, причем он был метров на 50 ниже нашей машины. Наш самолёт в это же время находился над Шебриным, верстах в 40 от передовых позиций и управлялся поручиком Смирновым. Тотчас же поручик Смирнов был сменен командиром экипажа поручиком Башко.

Немецкая машина, обладая большей скоростью и большим запасом мощности быстро обогнала наш самолёт и оказалась метров на 50 выше с правой стороны спереди, открыв пулеметный огонь по нашему самолёту. В кабине нашей машины в это время работа членов экипажа распределялась следующим образом: поручик Смирнов находился возле командира, штабс-Капитан Наумов открыл огонь из пулемета, а второй пилот Лавров из карабина.

При первой атаке врага пулеметным огнем с неприятельской машины были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр правой группы двигателей, радиатор 2-го двигателя, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы двигателей, разбиты стекла правых передних окон и ранен в голову и ногу командир самолёта поручик Башко. Так как бензинопроводы к левым двигателям оказались перебиты, то тотчас же левые краники от бензиновых баков были закрыты и выключен бензонасос левого бака. Дальше полет нашей машины был на двух правых двигателях.

Немецкий самолёт после того как первый раз пересек нам дорогу, пытался вторично нас атаковать с левой стороны, но встреченный пулеметным и ружейным огнем с нашего самолёта, резко повернул направо и с громадным креном пошел на снижение по направлению к Замостью. После отбития атаки поручик Смирнов заменил поручика Башко которому вторым пилотом Лавровым была сделана перевязка.

осле перевязки поручик Башко опять стал управлять самолётом, поручик Смирнов и второй пилот Лавров по очереди закрывали руками отверстия фильтра правой группы и принимали все возможные меры к сохранению оставшегося бензина в баках для продолжения полета. При отражении атаки первого неприятельского самолёта из пулемета была выпущена полностью кассета в 25 штук, из второй кассеты удалось выпустить всего 15 штук, затем внутри магазина заклинило патрон и дальнейшая стрельба из него была совершенно невозможна.

Вслед за первым самолётом тотчас же появилась следующая немецкая машина, которая пролетела только один раз выше нас слева и обстреляла наш самолёт из пулемета, причем был пробит масляный бак второго двигателя. По этому самолёту открыл огонь из карабина поручик Смирнов, второй пилот Лавров находился в переднем отсеке кабины у фильтра, а штабс-капитан Наумов ремонтировал пулемет. Так как пулемет полностью вышел из строя, то поручик Смирнов передал карабин Наумову, а сам сменил второго пилота Лаврова, принимая меры к сохранению бензина, т. к. у Лаврова от большого напряжения онемели обе кисти рук. Второй немецкий самолёт нас больше не атаковал.

На линии передовых позиций, наша машина была обстреляна из пулемета третьим немецким самолётом, шедшим на большом отдалении слева и выше нас. В то же время по нам стреляла и артиллерия. Высота в это время была около 1400-1500 м.

При подходе к г.Холму на высоте 700 м остановились и правые двигатели, т. к. вышел весь запас бензина, поэтому пришлось произвести вынужденный спуск. Последний был сделан в 4-5 верстах от г.Холма около д.Городище, возле аэродрома 24-го авиационного полка на болотистом лугу. При этом колеса шасси увязли до самых стоек и поломаны: левая половина шасси, 2 стойки, винт второго двигателя, несколько передаточных рычагов и слегка треснул правый задний нижний лонжерон среднего отсека.

18 февраля 1938 года назначен начальником латвийской авиации. 10 мая 1940 года произведен в генералы. 13 августа того же года уволен от службы «по болезни». Проживал в своем имении Яшмуйже. В 1941 году на предложение немецких оккупантов сотрудничать по обучению лётчиков ответил отказом. В 1943 году из-за многочисленных ранений и травм, полученных в авиационных авариях, частично потерял зрение.

Написал мемуары о Первой мировой войне, которые были изданы в Латвии в 1939 году под заглавием «Над землей врага». Умер 31 мая 1946 в возрасте 57 лет.

Награждён:

В русской Императорской Армии:
Орден Святого Станислава 3-й степени (21.10.1913),
Орден Святой Анны 3-й степени (05.06.1914),
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (10.06.1915),
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (10.06.1915),
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом ( (18.06.1915),
Орден Святого Георгия 4-й степени (08.07.1915),
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (28.11.1915),
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (26.01.1917),
Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами и бантом (05.10.1917);
Георгиевское оружие (26.04.1917).

В Латвийской армии:

Орден Трёх звёзд 3-й ст. (1929),
Орден Белого льва 3-й ст. (1933),
Орден Орлиного креста 3-й ст. (1933),
Орден Белой розы Финляндии 3-й ст. (1933),
крест Ватикана «Benemerenti» 2-й ст.(1933),
Орден Возрождения Польши 3-й ст.,
Крест Заслуг айзсаргов (1935),
Орден Виестура 2-й ст.(1939)

В посёлке Кастире

Небольшой посёлок Кастире расположен около знаменитой Аглоны недалеко от Даугавпилса. В посёлке школа, детский сад, офис самоуправления всё расположено в одном комплексе зданий на берегу пруда. Здесь помнят и чтят память своего земляка Язепа Башко. В библиотеке при школе и самоуправлении собраны материалы о выдающемся лётчике, сделана небольшая выставка.

Заведущая библиотекой Вия Котане показала нам подборку книг по разным темам, что помогает школьникам в учёбе. Молодые люди в Кастире, энтузиасты истории родного края объединились в общество «Яуные спарни» (Молодые крылья) и много делают по сохранению достопримечательностей своего посёлка. Они же ухаживают за могилой Язепа Башко на местном кладбище.

Дом семьи Башко стоит на возвышенности, сейчас он заброшен, но владец дома известен — внук Башко тоже Язеп Башко. Рассказывают, что в 1970-е годы сюда приезжал отдыхать известный латышский поэт Имант Зиедонис.

Могила генерала Башко и его жены Евдокии (она пережила мужа почти на 20 лет) аккуратно прибрана, всегда есть букетик цветов — забота «Молодых крыльев».

Богата земля Латгалии именами людей, посвятивших себя служению Отечеству.

Из истории известно, что бомбардировщики «Илья Муромец» в Первую мировую войну в Латвии базировались на аэродроме в городе Зегевольд (Сигулда).

Можно ли сегодня найти в Сигулде какие-нибудь следы аэродрома столетней давности? Об этом будет следующий рассказ.

Юрий Мелконов
Фото автора. Исторические фотографии из интернет-ресурсов

melkon
Автор melkon Май 21, 2014 00:00