Батареи Курляндского берега

melkon
Автор melkon Декабрь 22, 2004 00:00

Батареи Курляндского берега

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

В рамках программы развития туризма в Курземе, 18 декабря 2004 года, в Вентспилсе, прошел семинар для гидов туристических групп и работников районных служб сферы туризма. Участники семинара познакомились с основными направлениями европейского туризма и особенностями туристических объектов в Западной Латвии. Состоялась поездка на локатор «Звездочка» в Ирбе. В Вентспилском замке, в Музее истории Вентспилса для участников семинара Юрий Мелконов прочитал лекцию «Береговые батареи Курляндского берега» об истории создания базы советской береговой артиллерии в районе Лужня — Олмани, в 1939 — 1955 годах. В своей лекции автор впервые предоставил общественности материалы о строительстве береговых батарей и прибрежных военных объектов на Курляндском берегу Ирбенского пролива. Подробно рассмотрены батареи 1939-41 годов, строительство в 1945-55 годах и создание ракетных дивизионов в 1960 -75 годах.

Поездка в Вентспилс была спланирована по минутам. Намечены встречи со сторожилами, посещение музея, выезд на батарею, на Краснофлотской, и многое другое. В пятницу утром мы выехали из Риги и поехали по направлению к Вентспилсу.

Обороты двигателя упали неожиданно и умная немецкая машина автоматически перешла на аварийную передачу. Для старушки «Аудюшки» такие резкие перепады режимов были уже не под силу, двигатель заглох и категорически не хотел запускаться. После часа напряженных штабных переговоров по мобильнику (связь в войсках первое дело!) из пункта А в пункт В вышла резервная машина, а из пункта С в пункт В, вышел эвакуатор.

Наступила томительная тишина ожидания, ветер усиливался, закружила холодная декабрьская поземка. Латвия — большая страна. Это начинаешь понимать, когда стоишь два часа на 117-м километре шоссе Рига-Вентспилс, посредине бескрайнего поля и до ближайших кустов около километра. Серега на резервной машине прибыл точно по графику, а эвакуатор, почему-то уехал в стороны Лиепаи (простой такой парень). Путем переговоров по мобильнику, удалось повернуть его по рокадным дорогам (рокада — дорога идущая паралельно линии фронта) в нашу сторону, и еще через два часа красная мигалка появилась на ночном шоссе. Загрузили машину, а сами помчались на встречу, в Угале.

Там меня ждала местная жительница Женния Белте, чтобы рассказать о далеких 40-х годах, когда она работала на строительстве в Лужне. Пожилая женщина, опирающаяся на толстую палку, весь этот день терпеливо сидела на станции Угале и напряженно смотрела на дорогу, откуда должен был приехать писатель-береговик Юрий Мелконов и записать ее рассказ о тех далеких годах.

В небольшой рассказ уместилась вся история Латвии. Белте рассказала и о строительстве 40-го года в Лужне и о сталинских депортациях и о военном строительстве начала 50-х годов. Жизнь каждого человека, это и есть история страны, неплохо бы об этом помнить современным политикам. Мы тепло простились с Женнией и отправились по ночному шоссе в Вентспилс.

Ночной Вентспилс похож на ночной Париж. Чистый, ухоженный город, гирлянды рождественских огней на деревьях, Олимпийский центр и порт, работающий день и ночь по перевалке нефти, калия и многих других грузов.

Утром отправились в Вентспилский замок, где должен был проходить семинар. Перед лекцией осмотрели Музей истории Вентспилса. Мер Вентспилса Айварс Лемберт, недавно подарил музею коллекцию монет времен Герцога Екоба. Старинные планы города Виндавы, подписанные еще Николаем Первым, с резолюцией «Быть по сему», говорят о том, какое большое значение придавала Россия этому самому западному своему порту. В замке, как и положено, водятся приведения, которые живут в темном подвале около кухни.

Море в Вентспилсе не замерзает. Русские купцы давно знали об этом. В начале 20-го века в Виндаве был построен крупейший в России зерновой терминал. Отсюда уходило на экспорт сибирское и волжское зерно. Потом построили портовый холодильник, где хранилось сибирское масло. Железная дорога связывала Виндаву с Санкт-Петербургом, Москвой, и Рыбинском. Два вокзала, в Москве и Санкт-Петербурге, назывались Виндавскими.

Лекция для гидов прошла успешно. Первый раз общественности были представлены материалы по истории строительства береговых батарей на берегах Курземе. Будем надеяться, что эта тема найдет свое продолжение для развития туризма в Латвии.

После лекции выехали на маяк Микельторнис, где у меня должна была состоятся еще одна встреча со сторожилом этих мест, Эриком Капбергзем. Домик Эрика стоит у самого моря. Соленый ветер гуляет в соснах, шум прибоя доносится из-за дюн. Декабрь не лучшее время для путешествия по батареям. Туман и рано темнеет. Но я стремился снова увидеть позицию 456-й батареи, где остался неисследованым подземный командный пункт. Вместе с Эриком поехали на батарею.

Нет ничего приятней искать батарею в лесу, ночью, в сопровождении местного жителя. Мы с Эриком понимали друг друга с полуслова, вобщем-то, ясно — это Моя Батарея, а для Эрика — это Его Земля. Мы ехали не по шоссе, а по трассе старой узкоколейной дороги. Пересекли ещу одну трассу железной дороги.

- Это та дорога, которую русские строили здесь в 1940-м году, для бронепоезда. Там дальше есть специальные ответвления, где поезд останавливался для стрельбы — рассказывал Эрик.

В свете фар, на ночной дороге появлялись точечки горящих глаз косуль и стремительные животные мгновенно исчезали в черном лесу. Мы убрали с дороги упавшее дерево, подрытое кабанами. Сплошной заповедник флоры, фауны и истории!

Неожиданно впереди выросла бетонная громада дальномерной вышки 456-й батареи. Свет фонарика выхватил чернеющий вход в подземелье. Полезем? Конечно! Внутри командного пункта сухо и уютно. КП построен фактически над землей, чтобы не решать проблемы с гидроизоляцией в местном болоте. В комнате управления огнем стоял большой стол для карт и планшетов. По узким коридорам пробрались в дизельную. Моя надежда увидеть подземные дизеля быстро исчезла. Варвары поработали основательно. Все вытащено, разграблено, срезаны даже железные ступеньки, ведущие на башню. Но теперь план КП ясен. Правда, возникает вопрос, почему на 456-й батарее было два, почти одинаковых, командных пункта. Ничего, разберемся. Поднял с пола «Артиллерийскую стрелковую книжку офицера береговой артиллерии ВМФ 1952 год» и все вместе мы вылезли наружу.

Обратный кросс проходил по ночному, декабрьскому лесу и, какими-то неведомыми дорогами, мы выехали к маяку Микельторнис. Попрощались с Эриком и поехали в Ригу. Опять-таки, знание местности и совет старого лива, позволили срезать километров 40 и выскочить на шоссе, уже вблизи древнего города Дундага.

Открыли еще одну страничку истории балтийских батарей, пора садиться за книгу. Вообще, если вы живете на берегу, у вас обязательно должна быть своя пушка.

P.S. Вечером позвонил Володя, шофер эвакуатора:
- Ваша машина в автосервисе, все в порядке. Вообще-то, она завелась сразу, я своим ходом съехал с эвакуатора.


Юрий Мелконов
Рига — Вентспилс — Микельторнис — Краснофлотская
Декабрь 2004 года


 

melkon
Автор melkon Декабрь 22, 2004 00:00