«Пятисотка» на Акменрагсе

melkon
Автор melkon Апрель 3, 2007 00:00

«Пятисотка» на Акменрагсе

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Закон моря гласит — батареи не исчезают. На позиции может вырасти лес, опавшие листья засыпят орудийные дворики, истлеют бревенчатые блиндажи, зарастут кустарником дороги, но бетон оснований и огромные стальные болты будут стоять всегда. Пройдет пятьдесят лет и на батарею снова придут молодые, ищущие люди, энтузиасты военной истории. Приморский лес не сразу откроет им свою тайну, сюда придется приезжать не один раз. Настойчивые поисковики, вооруженные GPS и компьюторными картами, пройдут километры лесных дорог, проберутся через завалы и болота, но найдут старую батарею.

Лиепайский артдивизион

Из книги Юрия Мелконова «Пушки Курляндского берега»:»…Береговая оборона Лиепаи 50-х годов во много раз превосходила огневую мощь построенных в 1940 году батарей. К двум батареям довоенной постройки добавилась батарея №500 на мысе Акменрагс. Четыре 130-мм орудия были установлены на временные деревянные основания и обнесены бетонными двориками. Батарея располагалась в 1,5 км севернее маяка Акменрагс. Командирами «пятисотки» были старший лейтенант Юрий Петрович Соловьев (с 1952 по 1954 годы), затем капитан Лисов… Заместителем командира батареи был старший лейтенант Иванов Константин Андреевич, воспоминания которого, во многом помогли автору воссоздать картину береговой обороны Лиепаи начала 50-х годов… При очередной реорганизации вооруженных сил в 1961 году…батарею №500 на мысе Акменсрагс демонтировали, орудия законсервировали и сдали на склады. На ее место прибыла 130-мм батарея на мехтяге…Все береговые батареи лиепайского района входили в 199-й отдельный артиллерийский дивизион…»

«Пятисотка» на Акменрагсе

Поездка на Акменрагс состоялась 24 марта. Из пуктов B, C и D в направлении пункта А в разное время выехали три группы посковиков — энтузиасты из группы Travelzone, во главе с Александром Капитоновым, группа Андрея Писаренко и автор с самим Константином Андреевичем Ивановым. Ветерану 500-й батареи уже 79 лет, но на предложение посетить места своей офицерской молодости откликнулся сразу.

Кратчайшая дорога из Риги на Акменрагс лежит через Каздангу, хотя километров тридцать пришлось проехать по грунтовке. На шоссе Лиепая — Вентспилс выехали в Сака, в районе Павилосты. Все три группы встретились и отправились в Акменрагс. Еще через десяток километров по песчаным лесным дорогам машины пришлось оставить на полянке и идти дальше пешком. Вообще никаких проезжих дорог в этом районе не осталось, хотя когда-то сюда везли многотонные стволы и станины 130-мм артустановок Б-13, проходили огромные артиллерийские тягачи АТ-Т со 130-мм орудиями СМ-4-1.

Метров через четыреста выходим на первую позицию 500-й батареи. Ровный круг черных болтов проступает сквозь мох и траву, слева и справа от основания угадываются следы порохового и снарядного погребов. Следует поправить автора книги «Пушки Курляндского берега» — орудия были установлены на стационарных, бетонных основаниях, а погреба около пушек построены деревянные, из крупных бревен. Вообще, позиции такого типа больше нигде в береговой обороне Балтики не встречаются, что обуславливает уникальность 500-й батареи.

Полчаса работы лопатами открывает нашему взору бетонное основание, правильный восьмигранник диаметром около 6,4 метра, в центре — крупный приямок, заполненный водой, и ровный круг болтов с накрученными на каждый болт двумя гайками. Болты законсервированы, обернуты толевой бумагой и даже через 50 лет видны следы густой пушечной смазки.

Константин Андреевич вспоминает: — Пушки демонтировали в 1955 году, я их сам снимал. Подогнали автомобильный кран, платформу с трактором и разбирали артустановку. Болты конечно консервировали, резьбу оставляли в идеальном состоянии.

При раскопках основания ни одной железки найдено не было, тогда поисковики обратили внимание на приямок с водой. Еще через полчаса позиция, как-бы нехотя, отдала свои сокровища. На свет появились огромные болты установочного кольца. Очевидно, комплект закладных деталей при строительстве оснований включал в себя и запасные болты (на случай если забьется резьба или нарушится геометрия), после заливки бетона ЗИП сложили в приямок и сверху поставили пушку. Приятной находкой стала гильза от ЗУ-23 или ПВ, забитая деревянной пробкой. Послание потомкам — решили поисковики, хотя Константин Андреевич факт посылки письма в будущее не вспомнил. Гильза была осторожно упакована и будет передана специалистам по вскрытию закупоренных сосудов.

Тщательно обмерили бетонный восьмигранник, теперь можно уверенно говорить о типовом основании стационарных артустанок Б-13 конца 40-х начала 50-х годов. Сделанные впоследствии расчеты показали, что вес бетонного основания 130-мм берегового орудия составлял около 100 тонн.

Дальнейшийе поиски в районе расположения 500-й батареи выявили еще три позиции и предполагаемое место дизель-генераторной, которая находилась в бревенчатом блиндаже. Командный пункт и дальномер располагались на обычной деревянной вышке слева от позиций, естественно от них ничего не осталось. Не сохранился и военный городок. Дома и казармы представляли собой щитовые домики и полностью исчезли в вихре последующих десятилетий. Особый интерес вызвали позиции передвижных орудий СМ-1-4, оборудованные рядом со старыми бетонными основаниями. Это были простые обвалования с деревянными кранцами первых выстрелов, основной боезапас размещался в тех же старых погребах.

Каменный мыс

Из книги Юрия Мелконова «Пушки Курляндского берега»: «…Маяки — такие же моряки, как и те, кто борется с волнами в открытом море. Свет маяка проникает в штурманскую рубку каждого корабля, этот свет ищут и ждут, и радуются, увидев его. Маяки тоже воевали. Их обстреливали и бомбили, защищали и обороняли, и в последнюю минуту боя взрывали, чтобы не отдать спасительный огонь противнику…»

Акменрагс по-латышски Каменный мыс. Хотя никаких камней ни в окресности, ни на берегу моря не просматривается. Акменрагский маяк стоит прямо на берегу моря, в хороший шторм волны добивают до основания маяка. В маячной башне прохладно и сыро, конденсированная влага блестит капельками на ступеньках. По крутой, винтовой лестнице поднимаемся наверх. Хрустальная линза маяка зачехлена. Раньше на маяке использовался световой прибор АСА — 500, неподвижный, линза системы Френеля, лампы 500вт — 1000вт, 110 в.

Маяк Акменрагс построен в 1864 году, перестроен в 1957 году, высота башни 37 метров, свет маяка виден за 18 морских миль. Национальный номер маяка 680, международный — С3442. Период работы 7,5 сек, вращение — 4 об/мин. Характеристика — Zb(2)B.7.5s 00.1+(02.4)+00.1+(04.9). Сегодня на всех маяках Латвии и Эстонии используются европейсие световые приборы германской фирмы Pinthbameg. В светильнике установлены галогеновые лампы 100 вт, 12в. Светильнник шестиламповый, перегоревшая лампа меняется автоматически.. Емкость аккумуляторов 537 а/час. Система позволяет вести удаленный мониторинг работы маяка из морской администрации, из Риги.

Рядом с маяком туристы могут увидеть развалины пограничной заставы советских времен. У входа на заставу есть даже небольшой фортификационный объект — маленький ДОТ. Практически готовый туристический комплекс — маяк, застава, батарея, море, природа. Все близко и доступно. Однако забота местных властей о развитии региона не доходит до акменрагских достопримечательностей. Нормальных дорог к маяку нет. Застава, естественно, разворована, разграблена и местами сожжена. О том что рядом с маяком находится батарея, местные власти, по всей вероятности, не знают. Что же их винить, скорее учить надо, впрочем, этим и занимаемся…

Аргентинское танго на Лужне

Знакомимся с жителями маяка Акменрагс. Сегодня начальник маяка Татьяна Вешнякова. Но до недавнего времени 42 года маяком командовал Виктор Зверев, теперь он на пенсии и с женой Зигридой живет тут же на маяке. Передаю в подарок Виктору Ефимовичу книжку «Пушки Курляндского берега», как-никак она есть почти на всех маяках Латвии и Эстонии.

- Очень интересная книга, — сразу говорит Виктор Ефимович, — да и мне будет очень приятно ее прочитать. Я все-таки срочную служил на батарее на Краснофлотской…

- Здрасте! В каком году? — я уже чувствую, что мне последнее время везет на встречи с людьми.

- С 1951 по 1957 годы, радистом, сначала матросом, потом мичманом…

- Ну тогда будем знакомиться снова, старшего лейтенанта Мелконова помните?

- Юрия Николаевича, конечно! Сколько дежурств вместе провели на КП батареи!

Дальше наш разговор шел уже в понятном русле, а камбалу помните, а замполита Никозырева помните, а хутор Капас, а кого из матросов узнаете на этой фотографии, где, точно, это Гаприндашвилли, грузин у нас был, мы с ним в футбол играли!

- После школы радистов в Крондштате я срочную служил на Краснофлотской, потом на сверхсрочную остался. Там же на батарее, на танцах и с женой моей Зигридой познакомился, вот уже больше 40 лет мы вместе, живем здесь на маяке Акменрагс.

Из книги Юрия Мелконова «Пушки Курляндского берега»: — «…Два раза в неделю в матросском клубе показывали кино, регулярно на Лужню и Краснофлотскую приезжали артисты ансамблей ДКБФ и ПрибВО. Широко практиковалось участие в концертах самодеятельных артистов. Концерт начинался выступлением матросского хора с солистом. Среди матросов было много талантов, пели песни, плясали матроссое «яблочко». В советское время стиль-степ был запрещен, но запретить матросам в широких клешах и блестящих ботинках «бить чечетку» было невозможно. Всегда исполнялся и чисто солдатский номер — разборка и сборка ручного пулемета с завязанными глазами в сопровождении баяна. Обязательным атрибутом концертного репертуара до 1953 года был грузинский танец лезгинка, что подчеркивало интернационализм и близость народа к вождю. Жены офицеров пели русские и украинские песни. Мне было 5 лет, когда меня ставили на стул и я громко читал со сцены стихотворение Лермонтова «на артиллерийскую тему» — «Бородино».

Самым популярным событием на батареях были субботние танцы, на которые местные девушки приезжали и из Овиши и даже из Дундаги. Старый проигрыватель крутил пластинки с вальсами, фокстротами и всеми любимым аргентинским танго «Бесса ме муча». Танцы проводились регулярно почти во всех прибрежных поселках. На Микельторнисе и в Лиелирбе их устраивали пограничники, а в военных городках Лужни и Краснофлотской — береговые артиллеристы. После танцев матросы провожали девушек пешком вдоль железной дороги до самого дома. Особенно запомнился всем новогодний вечер 1953 года на Краснофлотской.

Золотой закат Ирбенского пролива видел много встреч и расставаний, и многие судьбы сложились на древнем берегу ливов…»

Мы покидали Акменрагс уже вечером. Ребята поехали еще смотреть укрепления Лиепаи. Дорога бежала по ночной Курляндии, то петляя по вековому темному лесу, то вырываясь на звездный простор бескрайних полей. Как много можно узнать только в одной поездке! Но эти встречи и находки не случайны. Одна из задач исследователя своими книгами пробудить интерес к познанию у других людей, передать свои знания молодежи. Они пойдут дальше нас и найдут то, что нам пока не удается найти. В истории ничего не исчезает бесследно и память людей хранит события давно минувших дней, надо только уметь их найти.


Юрий Мелконов
Маяк Акменрагс. Март 2007 года
Фото автора

melkon
Автор melkon Апрель 3, 2007 00:00