«Журавли» острова Эре

melkon
Автор melkon Октябрь 8, 2004 00:00

«Журавли» острова Эре

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Свет лампы падал на старую морскую карту. Сетка широт и меридианов покрывала тысячи островов. Тоненькие линии глубин огибали извилистые берега Финского и Рижского заливов. Моонзунд, Аренсбург, Гапсаль, Пернов — эти старые названия когда-то не сходили с телеграфных лент Главных морских штабов. Красные и синие стрелы маршрутов линкоров и крейсеров, миноносцев и тральщиков пролегали по балтийским волнам рядом с островами. И всегда эти маршруты старательно обходили, очерченные аккуратным штабистом сектора — зоны обстрела береговых батарей.

Остров Эзель. Мыс Церель. Здесь в Первую мировую войну на батарее №43 были установлены четыре 305/52 открытые артустановки. Батарея стала последним опорным пунктом, защищавшим вход в Ирбенский пролив. Сегодня на батарее остались только бетонные основания орудий. Пушки были демонтированы в 20-х годах.

Остров Даго. Мыс Тахкуна. Четыре, таких же как на Цереле пушки стояли на Тахкуна на батарее №39 в Первую мировую. Сегодня пушек нет. Пушки Тахконской батареи сняли в начале 20-х годов.

305/52 открытые береговые артустановки были установлены также на фортах Алексеевский (Красная Горка) и Николаевский (Ино) для защиты Санкт-Петербурга от нападения с моря. Сегодня на обоих фортах орудий нет, все порезано на металлолом. Где же сегодня можно увидеть эти грозные пушки, которые составляли основу береговой обороны Империи.

Снова обращаемся к старой морской карте. Остров Даго и полуостров Ханко. Передовая позиция Балтфлота. Самый большой круг сектора обстрела имеет своим центром маленькую точку на карте — остров Эре. Здесь в 1916 году вступила в строй батарея №60, состоящая из 4-ех 305/52 открытых артустановок. Как сложилась судьба пушек Эрской батареи?

В 7 утра мы снова встретились с Ове Энквистом на набережной в Хельсинки. На это раз наш путь лежал на полуостров Ханко. Два часа дорога бежала между гранитных скал, окутанных утренним туманом. К девяти часам приехали на Ханко. Точно в девять пришел военный катер и мы отправились в морское путешествие.

Катер быстро мчался по балтийским волнам. Мимо проскакивали многочисленные острова и островки. Совсем юный капитан катера внимательно всматривался в море, отыскивая вешки на извилистом фарватере. Гранитные острова или покрыты лесом, или только чайки сидят на голых камнях. Иногда катер проходит совсем близко от подводных рифов, гребешки волн перекатываются через еле заметные камни. Через час среди множества маленьких островов появляется большой зеленый остров. Что ж, думаю, пушки были очень большие, следовательно и остров должен быть побольше. Это остров Эре.

Катер сбавляет скорость и медленно входит в небольшую тихую бухту. Первое впечатление такое, как будто начинаешь снова читать роман Жюля Верна «Таинственный остров». Швартуемся к островному причалу. Лейтенант на пирсе встречает столь нечастых здесь гостей и приглашает в машину. Едем несколько минут и въезжаем в небольшой военный городок. Энквист рассказывает, что эти дома построили русские солдаты в 1916 году. Однако, неплохо здесь 90 лет содержат казарменный жилой фонд. Несколько домиков, чистенькие газоны, стойка для велосипедов, чувствуеся налаженный военный быт гарнизона острова. Нас проводят в столовую, предлагают завтрак, кофе и чай. Группа солдат прибывает на завтрак, каждый сам себе накладывает еду, рассаживаются тихо и дисциплинировано, все как в обычной солдатской столовой, только в углу помещения стоит старинная шведская пушка.

После завтрака едем на батарею. Оказывается, она находится буквально рядом с военным городком. Дорога идет в гору, появляется бетонный артблок и, вот они — пушки острова Эре!

Первый заказ на открытые береговые 305/52 артустановки Петербургский Металлическом завод получил в 1910 году. Проектированием установок руководил А.Г. Дукельский — талантливый инженер, «русский Крупп», как называли его газеты того времени. Первоначально было изготовлено восемь таких установок для Кронштадтской крепости: четыре для форта Алексеевский (Красная Горка) и четыре для форта Николаевский (Ино). За большую высоту и характерные очертания русские артиллеристы называли 305/52 открытые артустановки «журавлями».

Мощь и гроза! Высокие, с длинными стволами, с тонкой задней опорой направляющих механизмов подачи снарядов — действительно эти артустановки чем-то напоминали журавлей. Сегодня установки скорее можно назвать закрытыми. Сверху они накрыты бронелистами, вокруг позиции сооружена бетонная стена с крышей. Через бронедверь заходим внутрь. Огромная клепаная станина, болты основания, рельсы для тележек подвоза снарядов — все как на старинных фотографиях. В отличии от башенных артустановок здесь все операции заряжания и наведения производились вручную. На всех приводах большие ручки с захватами для двух человек, цепные передачи и шестерни. Особенно выделяется громадная шестерня привода вертикальной наводки. На верхней площадке, у самого орудия, тоже все делалось вручную. Пробую крутить большой штурвал привода закрытия замка. Замок орудия медленно, но легко поворачивается, хотя весит около двух тонн. Вылезаем наверх, на крышу артблока. Сергей делает много фотографий, я обхожу артблок. На втором фундаменте орудие отсутствует, только толстые болты торчат из бетона. Тоже и на втором артблоке. На острове Эре сегодня остались две 305-мм пушки, последние из двадцати открытых артустановок установленных на Балтике в годы Первой мировой войны.

В январе 1915 года комендант морской крепости Петра Великого Герасимов получил приказ командующего флотом Н.О. фон Эссена начать строительство бетонных оснований для американских 234/50 пушек на острове Эре.

На остров прибыли русские инженеры, сотни солдат и финские рабочие. Спешными темпами приступили к сооружению четырехорудийной 9,5 дюймовой батареи. В сентябре 1915 года скальные работы на батарее № 60 были закончены. Однако вскоре выяснилось, что вместо американских 234/50 орудий сюда поступят 305/52 одноорудийные установки на центральном штыре. Потребовалось внести изменения в проект, к счастью, объем переделок был незначителен.

В первую очередь сооружались фундаменты 305-мм орудий, чтобы быстрее дать фронт работ специалистам Петроградского Металлического завода для монтажа артустановок. Когда фундаменты были готовы, перешли к строительству бетонных артблоков, где размещались погреба боезапаса, укрытия для личного состава и помещения служб батареи. Всего строилось два артблока, в каждом из которых располагалось две позиции 305-мм открытых артустановок. Артблоки отстояли друг от друга на расстоянии около 100 метров. Уже к началу навигации 1916 года батарея № 60 из четырех 305/52 орудий вступила в строй. При дальности стрельбы 140 кб. (против 98 кб. у 234/50) ее значение возросло и стало возможным создание передовой позиции).

Одновременно на острове Эре возводились еще две береговые батареи орудий меньших калибров. На южном, скалистом берегу острова — батарея №61, состоящая их четырех 152-мм орудий Кане, на северо-западном побережье Эре, в лесу — батарея №59, четыре орудия калибром 120-мм. 305-мм батарея №60 острова Эре (Эрская батарея) и 305-мм батарея №39 острова Даго (Тахконская батарея) стали главными пунктами Передовой минно-артиллерийской позиции Балтийского флота (Амирханов).

После осмотра позиций 60-й батареи, едем на машине на юг острова Эре. Лес заканчивается, вокруг только серые скалы. У самого моря позиции 61-й батареи. Сразу даже не заметишь орудийные дворики, сложенные из гранитных камней, настолько они естественно встроены в окружающую местность. Также из камней сложены стеллажи для снарядов, укрытия для личного состава. Кое-где, внутри каменных блиндажей, видны старые бревенчатые срубы. Одинаковый серый гранитный пейзаж вокруг, ни деревца, маленькие острова слева по горизонту, и чистое, бескрайнее Балтийское море впереди. Таким же его видели артиллеристы, которые несли здесь службу почти 90 лет назад. Дни, месяцы, годы, постоянного наблюдения за морем, тренировки прислуги орудий, без радио и газет, единственная связь с гарнизоном, наверное, полевой телефон. Служба в береговой артиллерии всегда была трудная и ответственная!

Машина едет на другую оконечность острова, на север. Останавливается в глухом лесу, идем по скользкой, покрытой мхом, тропинке. Впереди груды камней. Что это? Позиции! Полностью сохранившиеся позиции 59-й батареи! Четыре 120-мм орудия были установлены на временные деревянные основания. За 90 лет верхние два ряда бревен истлели и обнажили ряжевую клеть основания позиции. Бревна исчезли, но болты, которыми они скреплялись, остались на месте. Я искал эти болты по всем эстонским островам, по всем позициям времен Первой мировой войны на Эзеле и Даго, но там каждая железка с батарей уже давно исчезла на местных хуторах. Теперь понятно, как русские инженеры строили временные позиции береговых батарей. Это дает возможность осуществить давно задуманный проект — построить на острове Хийумаа у пристани Лехтма деревянное основание 152-мм пушки Кане. Как много можно узнать, попав на остров, расположенный в 80 км от острова Хийумаа!

Весной 1918 года русские покинули остров Эре. Считается, что орудия были приведены в негодность. Остров какое-то время был бесхозным, оборудование и материалы расстаскивались. Однако вскоре Эре был взят под опеку финским Государственным управлением военными трофеями. Государство выплатило компенсации жителям острова за отчуждаемые земли и с тех пор и до наших дней на Эре располагаются финские военные.

В 20-е годы 305-мм орудия восстановили (очевидно повреждения были невелики) и ввели с состав береговой обороны Финляндии. Открытые установки финны сразу доработали: верхние плошадки закрыли легкой броней, чтобы защитить личный состав от осколков и от сильно переменчивой островной погоды. В 30-е годы два орудия Эрской батареи были демонтированы (по одному с каждого артблока), перевезены и установлены на вновь построенные позиции на мысе Ристиниеми (мыс Крестовый). В 1940 году финны с тех позиций ушли, предварительно все основательно взорвав.

Эрские пушки продолжали нести свою службу на острове вплоть до конца 50-х годов. В 1958 году батарея провела последние учебные стрельбы. Балтийское море было объявлено морем мира. В это время разоружалась вся Балтика. Польша сняла свои батареи из районов Гдыни и Гданьска. СССР демонтировал все (!) батареи на Моонзундских островах, часть батарей Таллинна, Крондтштата, Лиепаи и зоны обороны Ибренского пролива. Советские пушки порезали на металллом и отправили в переплавку на лиепайский завод «Красный металург» (Sarkanais metalurgs). Финны, однако, не торопились резать свои пушки. Орудия были сохранены, законсервированы и до сегодняшнего дня находятся в исправном состоянии.

Машина возвращается в военный городок. Гостей снова угощают кофе и чаем со вкусным пирогом, испеченным в солдатской столовой. Финский лейтенант приносит альбом старых и новых фотографий, рассказывающих о жизни островного гарнизона. Как во всяком маленьком городке здесь бережно хранять все, что связано с историей своего края. На прощанье передаю для библиотеки гарнизона острова Эре книгу «Батареи Моонзунда» с вкладышем, где переведены на английский язык все подписи под иллюстрациями. Прощаемся с гостеприимным гарнизоном острова. Жизнь Военного Человека подчинена долгу и службе. Искренне желаю им успешной службы на маленьком отдаленном острове, таком же острове, где прошло мое детство, среди матросов-артиллеристов, пушек и каменистых морских берегов.

Трудно сказать, как сложится дальше судьба 305-мм орудий острова Эре, но можно только выразить благодарность финнам, за то, что сохранили для истории последние пушки Балтики.

А на мысе Церель и на мысе Тахкуна для привлечения туристов, когда-нибудь, придется построить реплики, примерные копии 305-мм орудий. Хорошо, что пока есть откуда копировать — с «журавлей» острова Эре.


Юрий Мелконов
Рига — Таллинн — Хельсинки
Август 2004 года
Фото Сергей Мелконов


 

melkon
Автор melkon Октябрь 8, 2004 00:00