Передовой опыт НАТО перенимает ОДКБ

Vita
Автор Vita Октябрь 3, 2018 09:53

Передовой опыт НАТО перенимает ОДКБ

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Практически с момента создания ОДКБ Минск заявляет о необходимости официального правового статуса государств-партнеров и наблюдателей организации. Однако дело сдвинулось с мертвой точки только в прошлом году. По инициативе белорусской стороны в 2017 году началась подготовка основы нормативного оформления партнерства в формате ОДКБ с международными организациями и третьими странами.

В августе 2018 года на заседание Постоянного Совета Организации был рассмотрен вопрос о пакете документов по правовому оформлению статусов Наблюдателя и Партнера. В частности, были обсуждены проекты типовых протоколов о предоставлении статуса, а также соответствующих Положений, определяющих полномочия и обязанности Наблюдателя и Партнера. Согласно последнему, Наблюдателем или Партнером ОДКБ может быть государство-член ООН или международная организация, действующие в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, выполняющие решения ее Совета Безопасности и общепризнанные нормы международного права. Помимо этого, государство, претендующее на получение того или иного статуса, должно иметь дипломатические отношения со всеми государствами-членами военно-политического блока.

Ожидается, что 8 ноября на очередной встрече Совета коллективной безопасности данный проект документов будет утвержден лидерами стран, входящих в Совет коллективной безопасности.

По мнению многих экспертов, появление в ОДКБ партнеров и наблюдателей позволит военно-политическому блоку более активно сотрудничать с другими странами и организациями. Специальный правовой статус, не предполагающий прямого членства в ОДКБ, даст возможность обмениваться информацией, поспособствует активизации контактов, участию в планировании, в совместных учениях или даже (если потребуется) – в военных операциях.

Примечательно, что ряд стран уже выразили желание сотрудничать с ОДКБ по отдельным направлениям без официального вступления. Так, к примеру, по словам министра обороны Сербии Александра Вулина, у его страны «нет планов стать членом ОДКБ или членом НАТО, но есть огромное желание углублять сотрудничество с ОДКБ и ее членами». Стоит заметить, что в последнее время это сотрудничество значительно активизировалось. В сентябре прошлого года сербские военные наблюдали за учениями ОДКБ «Нерушимое братство-2017» в Казахстане. В текущем году, по данным минобороны Сербии, представители страны примут участие в качестве наблюдателей в учениях «Нерушимое братство-2018», а на учениях «Кобальт» в Казахстане было задействовано сербское разведподразделение.

По мнению экспертов, еще одной страной, потенциально заинтересованной в официальном оформлении связей с ОДКБ, может стать Афганистан. Очевидно, никто из членов ОДКБ не собирается вмешиваться во внутриафганский конфликт, однако в условиях имеющегося кризиса западных военных усилий в этой стране наличие дополнительной площадки обсуждения проблем вовсе не помешает.

Также наблюдается возрождение интереса к Организации со стороны Узбекистана, активно налаживающего военное и военно-техническое сотрудничество с Москвой. Однако о возобновлении полноценного взаимодействия со всем блоком Ташкент пока говорить не готов. Обретение статуса партнера позволило бы Узбекистану участвовать в мероприятиях блока без полной реинтеграции в него.

В середине августа некоторые азербайджанские политики и эксперты также обратились к теме возможного участия Баку в ОДКБ. В частности, глава комитета Милли-меджлиса по правовой политике и государственному строительству Али Гусейнли отметил: «учитывая современные реалии, новую геополитическую ситуацию, лидирующую позицию Азербайджана на Южном Кавказе и возрастающую военную мощь нашей страны, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о нашем участии в ОДКБ».

Однако с учетом проекта Положения, определяющего полномочия и обязанности Наблюдателя и Партнера, вероятность участия Азербайджана в Организации исключена из-за отсутствия дипломатических отношений с Арменией.

Поэтому намерение Баку вступить в Организацию скорее имеет декларативный характер, а не реальные намерения по вступлению. Куда более высока вероятность получения статуса Наблюдателя или Партнера в ОДКБ для Сирии. Государства-члены военно-политического блока выражают общую внешнеполитическую позицию в отношении кризиса в Сирии.

К слову, ряд стран, входящих в состав Организации, не только поддерживают, но и планируют принять участие в восстановлении мира и стабильности в Сирии. Так, к примеру, правительством Армении было  принято политическое решение отправить в САР саперов, миротворцев, медицинский персонал, чтобы вместе с российскими коллегами работать на месте. Официальный Минск также неоднократно заявлял о своей готовности участвовать в восстановлении разрушенной страны.

Ни для кого не секрет, что аналогичные форматы сотрудничества имеются у Североатлантического альянса, взаимодействующего подобным образом с несколькими десятками государств. В качестве примера можно вспомнить хотя бы «грузинские» учения НАТО «Достойный партнер-2018» с участием армянских военнослужащих. Казахстан и Армения участвуют в международных миротворческих миссиях под эгидой НАТО в Ираке и Афганистане. В рамках программы военного сотрудничества «Партнерство ради мира» Альянс сотрудничает с 21 государством, которые не являются членами НАТО. В их числе и все государства-члены ОДКБ.

В целом, реформы, происходящие в ОДКБ,отражают ее растущее международное значение и понимание государств-членов необходимости существования различных форм и способов взаимодействия с другими странами и организациями.

 

Автор: Сергей Острына

Информация и фото по материалам belvpo. Com
Vita
Автор Vita Октябрь 3, 2018 09:53